В современной жизни происходят изменение традиционных ориентиров, и семейных ценностей, чаще отсутствует стабильности и уверенность в завтрашнем дне, большинство семей находятся в эмоционально стрессовых условиях жизни. Успешность требует огромного перенапряжения сил, и, как следствие, приводит к повышению уровня тревоги и агрессии, срыву адаптации и росту психических расстройств, а также к увеличению количества проблемных семей.
Наиболее уязвимы и сильнее страдают дети. Пагубно сказывается занятость взрослых на работе, отсутствие сил и времени на воспитание, отсутствие эмоциональной близости, тепла и принятия своих детей, игнорирование их базовых потребностей, замена положительного родительского примера на эпизодическое чтение нотаций. Зачастую дети предоставлены сами себе. Помните, если ребёнка не воспитывают в семье – его «воспитывает» значимая для него группа сверстников, зачастую это группы, состоящие из проблемных детей и подростков.


Значимым психологическим фактором риска является подростковый возраст, переход от опекаемого детства к самостоятельности, поиск своего «я» и смысла жизни, он обнажает и обостряет слабые стороны личности, делает ее особо уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды. Подростков, не получающих поддержки и понимания в семье начинают одолевать чувство одиночества, депрессия, чувство вины и стыда, с которыми они не в состоянии справиться сами. В поисках выхода они могут думать об уходе из жизни. Попытка самоубийства может помочь подросткам привлечь к себе максимум внимания, в котором они так нуждаются, особенно от значимых в их жизни близких людей.
Основную причину детских самоубийств нужно искать внутри семьи, поэтому первыми и главными защитниками детей от суицидов и от любого неблагополучия должны быть родители.
Решение проблемы всегда начинается с серьезной работы самих родителей по решению проблем взаимопонимания с собственными детьми. Важно делами доказывать ребёнку, что он любим всегда и безусловно!
Какой бы тяжелой ни была конфликтная ситуация, она пройдет и не закончится суицидом, если ребенок видит и знает, что может найти поддержку в семье.
Вас, как родителей должно настораживать любое резкое, радикальное изменение в поведении ребенка:
• появление чрезмерной деятельности или, наоборот, безразличия к окружающему миру;
• появление неспособности сосредоточиться в школе, прогулы уроков; потеря интереса к учёбе;
• появление неряшливости и отсутствия желания ухаживать за собой;
• ранее не свойственные заметные нарушения сна и аппетита;
• появившееся устало - тоскливое выражение лица, «потухший взгляд», тихий монотонный голос;
• резкие смены настроения, появление ранее не свойственных грусти, уныния, тоски с чувством отчаяния, безысходности; либо тревоги, беспокойства, плаксивости; или раздражимости, враждебности;
• добровольная изоляция, избегание контактов и общения с близкими, друзьями, одноклассниками и окружающими людьми;
• потеря интереса к хобби, увлечениям и занятиям, ранее доставлявшим им удовольствие;
• пессимистическая оценка своего прошлого и настоящего, с отсутствием планов на будущее;
• дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
• стремление привести в порядок все дела;
• стремление помириться с давними врагами;
• сужение внимания на одной теме, заинтересованность вопросами смерти, фантазии о ней и увлечение «тематическими» стихами;
• косвенные намеки о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Вам больше не придется обо мне волноваться» и т.п.;
• прямые разговоры о смерти: «Я не хочу жить», «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить» и т.п.;
Если Вы отметили у своего ребенка несколько факторов риска – незамедлительно обращайтесь за консультацией и помощью к психологу.